загрузка...
загрузка...
|
Економічна теорія
Ценовая дискриминация. Монопольная власть
Повний текст роботи з малюнками та таблицями доступний при скачуванні. Скачати
Дата введення: 2011-03-18 3 ст. Ценовая дискриминация: понятия, условия, последствия; Монопольная власть: понятия, показатели, факторы; Социальная цена монопольной власти; Государственное регулирование рынка чистой монополии. Вопрос № 1. Ценовая дискриминация: понятие, условия, последствия.В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливать разные цены на одинаковые по качеству и уровню издержек товары для разных покупателей. Условия осуществления ценовой дискриминации:
Если фирма знает, какую максимальную цену готов заплатить за товар каждый покупатель, то имеет место совершенная ценовая дискриминация (или идеальная). Последствия ценовой дискриминации:
На рис. 8.1.1 видно, что прибыль монополиста равна площади прямоугольника I; заштрихованный треугольник – это потребительский излишек; площадь треугольника II– это безвозвратные потери общества из-за монопольной цены. Переход к политике ценовой дискриминации (рис.8.1.2) означает, что MR=P, а график MRсливается с графиком спроса. Весь потребительский излишек переходит к продавцу, увеличивая его прибыль (площадь треугольника Iна рис. 8.1.2). Исчезают и безвозвратные общественные потери за счет расширения рынка сбыта (Q`m> Qm). Ценовая дискриминация может носить систематический или временный характер. Однако, в любом случае, монополист учитывает эластичность спроса на свой товар. Объектом ценовой дискриминации являются в основном малоэластичные товары. Вопрос № 2. Монопольная власть: понятие, показатели, факторы.Монопольная власть– это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью. Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции. Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы. Для количественной характеристики монопольной власти используются:
0 < L< 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
Источники или факторы монопольной власти:
Вопрос № 3. Социальная цена монопольной власти.Социальная цена – это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Сравним объем предложения и цену продукции на рынках чистой монополии и совершенной конкуренции. При соблюдении равенства всех прочих условий. На конкурентном рынке Р = МС (рис. 8.3.1). Заштрихованный треугольник А – излишек потребителя. Треугольник В – выигрыш продавца. На рынке чистой монополии Р > МС, теряется часть потребительского излишка и увеличивается выигрыш продавца. Заштрихованный треугольник между графиками «D» и «МС» показывает появление безвозвратных общественных потерь. В этом и есть существо неэффективности монопольного рынка. Негативные последствия чистой монополии:
Вопрос № 4. Государственное регулирование рынка чистой монополии.Способы сокращения монопольной власти:
Из-за больших постоянных издержек кривая D пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки все еще снижаются. При совершенной конкуренции Р = МС; такая цена (P2 ) оптимальна с точки зрения общества, т.к. обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов. Если государство установит эту цену на продукт монополиста, то фирма будет нести убытки. Регулирующие агенства могут разрешить фирме справедливую прибыль, установив цену P1 на уровне средних издержек. Хотя такая цена ведет к сокращению Q по сравнению с оптимальным случаем (Q1 < Q2), потребители получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируемо естественной монополии (Q1 > Qm ). 3) Формирование государственной собственности, т.е. вместо того, чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становится собственником монополии. Однако, как показала практика, стремление к прибыли – более надежная гарантия профессионального управления фирмой, чем кабинка для голосования. Схожі роботи |